Удалось ли философу проникнуть в природу человека?

15 сентября  1680 года, родился один из самых известных мыслителей прошлого, знаменитый французский философ, писатель-моралист, герцог Франции Франсуа де Ларошфуко. Свой обширный жизненный опыт Ларошфуко оформил в «Максимах» – сборнике афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Изысканный стиль, меткость, лаконичность сделали «Максимы» Ларошфуко, наиболее известными и популярными среди сборников афоризмов всех времен. Он вошел в историю как тонкий наблюдатель, остроумный и проницательный философ, но явно разочарованный в жизнии людях. Не зря, один из афоризмов Ларошфуко гласит: «Легче познать людей вообще, чем одного человека, в частности».

По иронии судьбы справедливость этого умозаключения философа подтверждается отношением историков к нему самому. Подводя итог многолетнему изучению жизни и произведений герцога, английский историк У. Дж. Мур писал: «Ларошфуко все еще загадка. Мы даже не знаем, был ли он на самом деле циником». Впрочем, многие сами для себя ответят на этот вопрос, поразмыслив над его изречениями. Судите сами.

— В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.

Бывают случаи в жизни, выпутаться из которых может помочь только глупость.

Большинство людей в разговорах отвечают не на чужие суждения, а на собственные мысли.

Величавость — это непостижимое свойство тела, изобретённое для того, чтобы скрыть недостатки ума.

Вернейший способ быть обманутым, это считать себя хитрее других.

В дружбе и любви мы зачастую бываем счастливы тем, чего не ведаем, нежели тем, что знаем.

Гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться.

Если бы нас не одолевала гордость, мы бы не жаловались на гордость в других.

Дают советы, но не дают благоразумия воспользоваться ими.

Если хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и что их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.

Есть люди, к которым идут пороки, и другие, которых безобразят даже добродетели.

Есть похвальные упрёки, как есть обличительные похвалы.

Зависть всегда продолжается долее, нежели счастье тех, которым завидуют.

Как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам так глуп.

Когда пороки покидают нас, мы стараемся уверить себя, что это мы покинули их.

Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу.

Лень незаметно подтачивает наши стремления и достоинства.

Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.