Ячейка общества сегодня

Что семья – это основа общества, известно всем. Ингуши говорят: «Нет уважения в семье – нет его и на людях» (ЦIагIа ца даь сий арахьа даьдац). Конечно же, значение семьи в жизни каждого человека переоценить невозможно. Именно семья формирует общество и определяет то, каким оно будет. Наша жизнь состоит из взлётов и падений, но одно оста- нется неизменным всегда – это семья. Каждый из нас знает, что за внешней стороной взаимоотношений в семье, ссорами и примирениями скрыта прочная родственная связь, которая через расстояния и года приводит нас домой, где всегда царствует тепло семейного очага. Каждый из нас приходит в семью, чтобы отдохнуть, получить поддержку, почувствовать себя нужным, ощутить тепло семейного очага. Есть прекрасная народная пословица: «Нельзя выносить сор из избы». Вроде бы и слова простые и воспринимаются легко, но они подразумевают наличие таких качеств, как терпение, благоразумие. Задумывались ли мы, сколько смысла заложено в этой народной мудрости. Не исключая того, что в семье могут быть свои раздоры, некоторые нюансы, это надо умеючи оставлять в своём доме, не извне искать помощь, а самим обладать мудростью и знаниями урегулировать отношения, гармонично разбирать возникающие некоторые недопонимания между невесткой и свекровью, мужем и женой, между родителями и детьми. В этом кроется основа благополучной семьи, семьи, которая живёт по традициям. Наши мудрые предки в основу традиционной семьи закладывали простые общечеловеческие ценности: послушание и уважение к старшим, которые, на мой взгляд, являются самыми здоровыми, так как способствуют сохранению семейных ценностей. К сожалению, традиционный жизненный уклад, которому следовали многие поколения наших предков, этническая культура семейных отношений вытесняются сегодня неким стандартом, навязанным цивилизацией. Новая жизнь, новые установки, новый стиль взаимоотношений в семье. Сегодня допустила неуважение к старшей сестре, брату, завтра — к свекрови, отцу, потом — к мужу и незаметно исчезают и основополагающие ценности ингушской семьи, трансформируется культура народа. Каждый такой надлом — есть следствие неисправленных вовремя ошибок. Становится меньше мужчин, для которых высшей целью является содержание семьи, детей, меньше женщин, которые больше всего ценили бы семейный очаг и материнство. В нашем обществе медленно начинает находить свою нишу такой тип семьи, в которой мужчина и женщина поменялись ролями. Женщина, вынужденная нести бремя матери, жены и кормильца, перестает культивировать образ хозяина-отца. А это уже первые шаги к утрате традиций ингушской семьи, отход от высочайшего стандарта поведения в семье и в обществе, которого придерживались наши прадеды. Это происходит, в том числе, и оттого, что становится меньше общения между детьми и стариками, что является основой передачи этико-эстетических понятий младшему поколению. Да, в прошлые столетия кавказская семья была представлена двумя, тремя, а то и четырьмя поколениями, что способствовало передаче опыта, норм нравственности и жизненных принципов. Сейчас семья, как правило, ограничивается компактным проживанием представителей двух поколений – родителей и детей. Родители целыми днями на работе, а ребенок растет и развивается в садике, школе, на телепередачах, качество которых зачастую оставляет желать лучшего. Не претендуя на истину в последней инстанции, считаю, что для того, чтобы со- хранились традиционные устои ингушской семьи, необходимо культивировать всеми сегодня доступными средствами её нравственно-эстетические нормы, построенные на строго регламентированной культуре этикетных взаимоотношений. Нужно воспитывать подрастающее поколение на национальной, а не на суррогатной культуре, поскольку не знающий ни своей, ни чужой культуры индивид, живущий вне всяких систем нравственности мало пригоден для создания семьи, да и для общества.