Предания седой старины

Гайте Шутар

Гайте Шутар  славился своей силой, к тому же он был столь ловким, что мог обогнать коня, скачущего во весь опор. Люди рассказывают о многих его подвигах

В селении Эгикал была свадьба. Со многих мест и из близлежащего аула Хамхи пришли туда люди. Шайка разбойников задумала воспользоваться свадебной суматохой и ограбить аул Хамхи. Разбойники решили: «Многие ушли из Хамхов на свадьбу, и мы можем взять легкую добычу». Напали они на Хамхи, убили некоего Дурса, взяли с собою все, что могли, и скорым ходом побежали в горы. Тревожный клич пришел в Эгикал. Поднялся шум. Одни говорили: надо послать погоню и уничтожить разбойников, другие утверждали, что они уже ушли далеко и поэтому нет надобности спешить, лучше хорошо приготовиться и назавтра нанести шайке ответный удар. Гайте Шутар не стал долго слушать эти споры. Он подошел к «шуна да» – хозяину столов – и сказал: «Дай мне хлебцев столько, чтобы я мог наполнить ими свои карманы». Дали ему хлебцев, положил он их в карманы и побежал. На бегу он ел хлеб и набирался сил. Не успели люди собраться в Хамхах и начать похороны, как уже вернулся Гайте Шутар и сказал: «Двух псов я уничтожил, а все награбленное ими вернул». Про Гайте Шутура рассказывают, что он был удачливый охотник. Ходил он раз по лесу, и навстречу ему выпрыгнул барс. Шутар было изготовился его убить, но барс вдруг стал жалобно скулить, ластиться, как котенок, и ползком приближаться к нему. Шутар понял, что зверь ищет у него помощи. Барс протянул к нему лапу. Она была ранена, в ране были грязь, песок и гной. Понял Шутар, чего у него просят. Отложил он оружие и начал лечить лапу барса. Чистой водой очистил он рану от гноя и грязи, наложил подорожники и перевязал. Барс лизнул его руку и ушел. Вновь пошел Шутар на охоту и снова он увидел барса. Лапа его зажила, барс обошел вокруг Шутара, проревел и ринулся вперед. Шутар подумал, что зверь зовет его за собой и побежал следом. Барс стал пригонять зверей, а Шутар только и успевал убивать их. С тех пор и пошло у них: барс пригонял добычу, Шутар бил ее, оставлял ему долю и возвращался домой. Сельчане стали удивляться тому, что он всегда приходит домой с большой добычей. Поведал им Шутар, что ему помогает барс. Но люди не поверили ему. «Но это правда, – утверждал Шутар.  – Верьте мне и не дайте мне убить этого барса!» Но люди смеялись над ним. Пришлось Шутару идти в лес и смертельно ранить барса, чтобы доказать людям, что он не врет. Барс бросился на Шутара, успел пастью схватить его за бедро, но, обессилев, свалился и сдох . Только тогда люди поверили, что Шутар говорил правду. А сам Шутар мучился от раны в бедре и, наконец, умер, не выздоровев.

Источник: записано профессором Ибрагимом Дахкильговым в  1975 году после разговора с 60-летним  жителем  села Мужичи Сайта Саадовичем  Богатыревым. Опубликовано в ССПЧИ, с. 408; ИССП, с. 399; Г1ОДФК, с. 111. Мотив дружбы человека с излеченным им зверем является из серии «бродячих сюжетов». Этот мотив был зафиксирован еще в «Синайском патерике» (средние века, Византия), в котором повествуется о трогательной дружбе старца Герасима и излеченного им льва.

Гайте Шутар – действительная историческая личность из союза родов Хамхоевых. От него идет ветвь, которая сегодня пишет фамилию Шутуровы. Он был знаменитым охотником и воином. По преданию, он со своими сподвижниками разгромил большой отряд врагов, напавший на замок Хамхи; от полученных в этом бою ран он скончался.  Барс (ц1окъ – по- ингушски) – в прежние времена был одним из самых почитаемых в Ингушетии животных. На него никогда не охотились, и он обычно на людей не нападает. Но ежели по какой-либо причине его убьют, или найдут где-то сдохшим, барса, словно человека, охотники хоронили и причитали по нему. Самого мужественного человека, самых лучших коней, самое лучшее оружие сравнивалось с барсом. Не случайно Вахушти Багратиони, в 18 в. повествуя об ингушах, поместил рисунок снежного барса на фоне островерхих гор.

Мержой Казилг

В стародавние времена жил мужчина по имени Мержой Казилг. Табуны его коней, которые паслись высоко в горах, охранял жеребец с тремя ушами . Сам Мержой Казилг ездил в разные места и занимался своими делами. Где-то проживало семь ученых муталимов. Они прослышали, что Мержой Казилг не принимает мусульманскую веру, не держит пост, не молится и содержит свиней. Решили муталимы увести его табуны . С этой целью они направились в аул Мераж.

На горе Болой-лам, что находится во владениях ялхорой- цев , косил сено некий Мусий Юсуп.

– Что вы за люди и куда вы едете? – спросил он муталимов. – Мы едем к Мержой Казилгу. Говорят, он держит свиней. Мы хотим его ограбить, – ответили муталимы и назвали себя. – Лучше вам не ходить по такому делу, ибо вы не добьетесь своего, – посоветовал им Мусий Юсуп.

– Нет, мы поедем туда и тебе выделим долю, если поедешь с нами, – сказали муталимы.

– Я не поеду и вам не советую, – с сомнением ответил Мусий Юсуп.

Муталимы настаивали. Воткнув свою косу, за ними все же поехал и Мусий Юсуп. Доехали они до аула Дятта-Бух, где проживал Мержой Казилг. В селе стояло веселье: танцевали девушки и юноши, играла зурна. Казилг был в отлучке. Муталимы присоединились к веселящимся. Поговорив с ними о том и о сем, повеселившись немножко, муталимы решили взяться за дело. Среди веселящихся они приметили девушку по имени Мержой Залейха, за которой, как им было известно, ухаживал Мержой Казилг. Муталимы поднялись в горы, чтобы угнать табун. С ними в бой вступил треухий жеребец. Они убили его, погнали табун и пленили Мержой Залейху. Вскоре Казилг вернулся домой. Он и брат Мержой Залейхи помчались в погоню. Они нагнали грабителей, когда те подъезжали к аулу Даттых. Разгорелся бой. Поняв, что они будут биты, грабители попытались убежать, но Мержой Казилг и его товарищ никого не упустили, всех перебили, а с ними заодно убили и Мусий Юсупа. Все, что они награбили, Мержой Казилг и его товарищ вернули домой.

Источник: в 1973 г. от пожилого жителя села Бамут Мурцаала Мусиевича Мержоева записал профессор Ибрагим Дахкильгов. Опубликовано: Г1Ф-91, с. 47; Г1ОДФ, К, с. 85. 1. Животных «уродцев» с тремя и более ушами, с тремя и более рогами чтили в местной среде, считая их приносящими счастье и плодовитость стадам. «Ялхоройцы» – члены ингушского рода Ялхарой (относят к роду Цечой).

Ханбатыр

Из горного аула Хан-Келой вышел на равнину мужчина Ханбатыр и поселился жить в самом центре селения Гехи. Ханбатыр умел хорошо вести хозяйство и прославился в округе как умелец на все руки. Особенно он стал известен как золотарь и кузнец. Говорят, что он первым сделал для арбы железную ось, а до этого оси были деревянные.

Как-то весною Ханбатыр нашел удобное место для установления мельницы, и начал рыть к нему отводной канал. Работы было много, и поэтому рытье канала затянулось. Прошел месяц, пошел второй. Однажды мимо Ханбатыра проходили какие-то люди. Они предложили Ханбатыру сделку, сказав, что выроют канал, если он уплатит за это определенную сумму. Ударили они по рукам, и вскоре канал был выкопан. Так Ханбатыр поставил мельницу. Наступили времена Шамиля. Имам прослышал о способностях Ханбатыра и приказал привести его к себе. Ханбатыра назначили златокузнецом. Но Ханбатыр не желал служить Шамилю, ибо как-то видел, как мюриды имама за что-то срезали кожу с пят некого человека и заставили его бегать по стерне. Не стерпел Ханбатыр такой жестокости и сказал Шамилю:

«Да не издевались бы твои мюриды над обездоленными людьми!».

Эти слова разгневали Шимиля, и он приказал повесить Ханбатыра. Дело было к вечеру, и поэтому мюриды предложили имаму: «Пришла пора вечернего намаза, а посему давай перенесем казнь на завтра». На ноги Ханбатыра набили колодки и посадили в яму. Далеко за полночь Ханбатыр сумел сбить с себя колодки и бежать. В Ингушетии власти Шамиля не было, туда-то и бежал Ханбатыр. Поставил он там себе кузницу и стал жить. Прошло два года. В селении, где он обосновался, ему понравилась одна девушка, но ее родители были не согласны выдать свою дочь замуж за пришельца, хотя девушке Ханбатыр и был мил. Любящие решили бежать из села. Дождались они ненастного дня, и, как только стемнело, тронулись в путь. Дошли они до окраины села. Как человек сообразительный, Ханбатыр взял девушку на руки и пошел от села пятясь. Обнаружив пропажу девушки, ее родственники бросились в погоню, но они не нашли ни одного следа, ведущего из села. И они отступили, не зная, в какую сторону им броситься в погоню. Ханбатыр и девушка поженились и стали жить в Гехах. Вскоре родственники девушки дознались о том, что он обосновался в Гехах, и потребовали вернуть беглянку. Ханбатыр ответил им отказом. Тогда родственники девушки потребовали вернуть ее у всего села. Сельские старики решили уступить, и Ханбатыр вынужден был подчиниться, но, расставаясь с любимой, он оказал ей: «Через месяц я тайно приду в ваше село, чтобы вновь увести тебя. Когда увидишь на своем плетне повязанный красный лоскутик, знай, что это мой сигнал; в тот же вечер приходи на окраину села и мы с тобой убежим». Через месяц Ханбатыр вторично увел свою любимую. Когда родственники девушки вновь потребовали у села

вернуть ее, старики ответили: «Один раз мы, из уважения к вам, вернули вашу девушку, второй раз – не вернем!» Тогда родственники поклялись, что все равно вернут свою девушку. Прошло немало лет. Ханбатыр и его жена зажили хорошо. У них родилось четыре сына, которым дали имена Дудар, Асий, Мусса, Али. Когда старшему сыну Дудару исполнилось, пятнадцать лет, Ханбатыр послал своих сыновей и жену к ее родственникам. В подарок им он выделил десять коней и десять коров. Перед отъездом сыновей Ханбатыр дал им наставление: Дудару следить за порядком в доме материнских родственников, Асию присматривать за лошадьми, Мусе ухаживать за скотиной, Али же следить за дворовыми делами. Мать и сыновья прибыли в материнское село. Их пустили в дом. Они свято исполняли заветы отца. Прошел месяц. Отец матери сказал ее четырем сыновьям: «Вы достаточно пожили у нас, пора вам теперь возвращаться домой». «Мы не уйдем отсюда, если с нами не будет отпущена и наша мать», – ответили братья. Ничего не оставалось делать материнским родственникам, как отпустить их домой вместе с матерью. После пленения Шамиля многие люди решили уйти в Турцию. Их обманывали, обещая им райскую жизнь. Говорили, что Султан милостив к единоверцам, что Бог поможет уходящим в мусульманскую страну. Ханбатыр тоже решил отправиться в Турцию. Как человек рассудительный, Ханбатыр перед отъездом договорился с одним офицером, что он продаст ему дом, мельницу и землю, но с условием, что, если Ханбатыру не понравится в Турции и он вернется домой, офицер должен будет возвратить ему его хозяйство, а Ханбатыр же вернет ему его плату. Он взял с офицера расписку и с семьею ушел в Турцию. Прибыли люди в Турцию и поняли, что их обманули. Жить там было очень трудно. Ханбатыр решил вернуться домой, но граница крепко охранялась и назад людей не пускали. Тогда Ханбатыр спрятал свою семью в лесу недалеко от пограничной стражи и в течение трех дней и ночей наблюдал за шалашом пограничников. Он установил, что в полночь вся стража засыпает и бдит только один человек. На четвертую ночь Ханбатыр оглушил часового и со своею семьею перешел границу. Вернувшись, Ханбатыр, согласно уговору, забрал свое хозяйство и стал жить по- прежнему.

Источник: записано в 1980 году со слов 80-летнего жителя села Гехи Баудина Магомедовича, записал Абдурахман Дударов. Опубликовано в ССПЧИ.