Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры, т.е. спроса и предложения.Поэтому в основном, цены на лекарственные средства и продукты питания зависят от цены поставщика или производителя.
Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий — на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты отдельные виды товаров.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более 90 календарных дней.
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и правила установления предельно допустимых розничных цен на них установлены постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 №530.
Так, согласно п. 2 названных правил предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечень которых утвержден этим же постановлением, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.
До наступления указанных условий действует общий порядок, установленный Указом Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Названными нормативными правовыми актами определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Правилами формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
Предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов установлены Приказом Госкомцен РС(Я) от 23.12.2021 №24.
Перечень таких жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (в ред. от 23.12.2021) и предусматривает значительное количество наименований.
За реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением предельных размеров оптовых или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ (нарушение законодательства об обращении лекарственных средств) с наложением административного штрафа: на должностных лиц в размере до 500 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в 2-х кратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Нарушение Правил формирования отпускной цены на указанные лекарственные препараты одновременно нарушает пдп. «г» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, что влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение на виновных должностных лиц административного штрафа, а для предпринимателей и юридических лиц административного штрафа (до 8 и 200 тыс. соответственно) или административного приостановления деятельности до 90 суток.
Завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) на продукцию, товары либо услуги влечет административную ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования) с наложением административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей, на должностных лиц – 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — в 2-х кратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В случае существенного повышения цены на жизненно-важные лекарственные средства или социально-значимые продукты питания гражданемогут сфотографировать ценник, кассовый чек, данные магазина и направить обращение о фактах повышения цен жизненно-важные лекарственные средства или социально значимые продовольственные товары в Госкомцен РС(Я) через его сайт или сайт Госуслуг.
В случае бездействия комитета или отсутствия ответа на обращение необходимо обратиться в органы прокуратуры.