О народной медицине ингушей

Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении длительного времени народные лечебные средства сосредоточивались в руках знахарей. Многие из них, оберегая свое ремесло, хранили их в тайне. Опыт народной медицины был предметом внимания исследователей кавказоведов ХVIII-ХIХ вв.

Народные знания в области медицины часто бывали единственным спасением для людей. Но были болезни, которые не поддавались лечению народными средствами. Такие болезни, как тиф, корь, оспа и другие ежегодно уносили сотни человеческих жизней. Из источников мы знаем, что бывали эпидемии, уносившие жизни людей целыми селениями. Традиционная народная медицина ингушей, как и других народов Кавказа, была представлена двумя направлениями: бытовым, когда каждая семья владела элементарными знаниями о лечении членов семьи, и профессиональным, представленным лекарями, владеющими профессиональными секретами. Имена лекарей становились широко известными. Часто знания передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Значительную роль в сохранении здоровья людей имели и имеют профилактика и санитарногигиенические навыки. Опрятный человек вызывал одобрение общества. Много пословиц и поговорок существует в народе о здоровье и важности профилактики: «Могаш, маьршахилар – доакха совг1ат да» (быть здоровым и свободным – большой подарок), «Кугаж б1айха лелабечун – лазархургдац» (кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть). Известно, что народная медицина тесно связана с особенностями места жительства народа. Ведь не секрет, что потребление в пищу продуктов растительного и животного мира окружающей природы наилучшим образом способствует здоровью человека. Значительную роль в профилактике имело потребление в пищу опре- делённых растений, трав, их чередование, начиная с ранней весны (от ранней черемши) до поздней осени. Это способствовало как предупреждению многих инфекционных болезней, так и укреплению иммунитета и здоровья человека. Почти в каждой семье имели представление о целебных свойствах лечебных трав, молока, мяса и жира диких животных, которые применялись и в профилактических и в лечебных целях. В рацион питания ингушей входили блюда из овсяной крупы, кукурузной и ржаной муки, льняного и топлёного масла, кисломолочных продуктов и мн. др., т.е. всё, что богато витаминами и давало силы организму. Народная медицина ингушей отличалась сочетанием рациональных и иррациональных способов лечения. Первый метод опирался на реальные, физические средства в виде трав и лекарств растительного и животного происхождения. Второй метод (заговоры, снятие сглаза, порчи) был основан на силе магического воздействия. В лечебной практике ингушей большое значение имела гидротерапия и гирудотерапия (доккхоргашдоккхадар). Целебные свойства воды горных родников и минеральных источников Ингушетии (серные, соленые, щелочные, углекислые) известны издревле и далеко за её пределами. Родник на перевале – Хьовра-хьаст характеризуется наличием высокого содержания ионов серебра. Родников было множество и их целебные свойства знали. Широкую известность в Ингушетии имели и имеют Ачалукские минеральные источники. Эти минеральные воды оказывают значительную помощь при болезнях желудка, суставов, нервных депрессивных состояниях, болезнях кожи, различных женских болезнях. Эксплуатация минеральных источников в селении Средние Ачалуки началась в начале ХХ века. Минеральная вода «Ачалуки» является излюбленным напитком в ингушском застолье. Травы в лечении болезней применялись как в свежем виде, так и в виде порошков, кореньев и семян. Сбором многих лечебных трав занимались в период их цветения. Лекарственные растения высушивали и хранили в специальных мешочках. Для лечения простудных заболеваний пользовались настоем шиповника и мяты, проводили ингаляции над паром вареного картофеля. Хорошим средством для лечения суставов считался отвар крапивы; при низком давлении использовали смесь семян грецких орехов с медом; болячки и ссадины на ногах лечили подорожником и др. Считалось, что в весенний период, когда организм истощён и особенно подвержен авитаминозу, употребление любых съедобных трав очень полезно. Черемшу потребляли как в жареном, так и в варёном виде. Верили, что черемша является хорошим профилактическим средством от многих болезней. Согласно поверьям, черемшу в обязательном порядке ели три раза в сезон. Чеснок с простоквашей считался целебным

блюдом. Использовали семена тыквы для изгнания глистов из организма. Губительное воздействие на дизентерийные бактерии оказывал кизил. Ягоды кизила помогали при кожных заболеваниях и экземах, их использовали при нарушениях обмена веществ и склонности к полноте.

Дикую грушу собирали, мыли и в деревянной бочке заготавливали на зиму в родниковой воде. Считали, что дикая груша полезна от кишечных болезней. О том, что облепиха имеет невероятно широкий диапазон лекарственных свойств, учёные узнали значительно позже, а в народе её потребляли как лекарство от многих болезней. Ореховое дерево ингуши считали ценным и называли его «боча б1ар» (любимый орех). Целебной считалась крапива. Её применяли как общеукрепляющее средство. Весной молодую крапиву резали на куски, затем перетирали и, добавив соль, ели. Ели со сметаной, со свежим творогом. Применяли крапиву и в качестве начинки для тоненьких пирогов – ч1аьпилгаш. Крапива, по мнению старожилов, излечивала гипертоников, лечила простудные болезни. Считалось, что отвар из крапивы полезно пить в качестве укрепления иммунитета. Для лечения ревматизма хлестали крапивой больные участки тела. Крапиву могли заготовить и на зиму. Собирали, сушили и пили напиток из корня шиповника. Целебные свойства калины были известны издревле. Активно пользовались в народной медицине средствами лечения животного происхождения. В лечебной практике важное место отводили пище из мяса. Потребление в пищу костных и костномясных бульонов во все времена использовали для отпаивания раненых, больных. Бульон являлся обязательным в рационе. Результатом являлось сохранение баланса кальция в организме. А кальций, как известно, является важным микроэлементом в организме. Он выполняет много жизненно важных функций и необходим для процессов обмена веществ, уменьшения проникновения микробов в кровь, для нормального роста костей (скелета, зубов). Он благотворно влияет на состояние нервной системы, оказывает противовоспалительное действие. Полезным считается куриный бульон. Для лечения больных воспалением лёгких предлагали съесть одному в течение нескольких дней мясо годовалого козлёнка. При легочных заболеваниях использовали пчелиный мед, делали растирание жирами барсука, медведя. Эффективным считалось горячее молоко с добавлением барсучьего, козьего и медвежьего жиров. При сильных воспалительных процессах ребенка сажали в брю шину свежезарезанного бычка. Полезным напитком, очищающим кишечник, считалась сыворотка. При простудных заболеваниях, воспалении лёгких, в том числе, давали тёплое молоко с козьим жиром (газа даьтт). Оно имелось почти в каждой семье. Молоко и масло буйвола считались лечебными. Масло считалось хорошим питанием для мозга. О целебных свойствах курдюка старики говорят много. Курдюк резали тонким слоем и укладывали на голову. Курдюк мог быть не в каждом доме. От свежего курдюка раны стягивались и быстро заживали. «Курдюк с мёдом – и не будет болезней» — говорили в старину. Курдюк плавили в масле, затем смешивали с мёдом и натирали при простудах. Для лечения туберкулёза прикладывали большие куски курдюка на голое тело до талии. За несколько дней всё масло из него втягивалось в тело. Курдюк использовали для лечения самых разных болезней. Чёрной шерстью барана лечили ушибы, лёгочные болезни. Для этого состригали шерсть, но аккуратно, чтобы не разошёлся шерстяной слой (маслянистое содержимое шерсти удерживало состриженную шерсть в виде полотна, жиропот при этом сохранялся) и накладывали в виде телогрейки на тело вокруг грудной клетки на неделю. Так лечили лёгкие. Говорили, что каждая шерстинка вытягивает болезнь. Народные лекари умели лечить ожоги. Существовали различные способы, один из которых был использован ТангиевойФадман в 1975 году (п. Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала

желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла, и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились. Иррациональные способы лечения — амулеты, заговоры, снятия сглаза, порчи — пользовались не меньшим доверием среди населения. Частым было обращение к талисманам. В их силу верили. В качестве лечения использовали приёмы отпугивания злых духов. К примеру, если ребёнок долго болел, ему меняли имя, веря, что это введёт в заблуждение злые силы и недуг уйдёт. Здесь имели место и приёмы гипноза, так как обе стороны – и лекарь, и больной — должны были всецело верить в искусство исцеления приёмами заговоров и молитв. Были умельцы и знахари в народе, способные снимать сглаз, стрессы с помощью заговоров. С принятием ислама формулы снятия сглаза стали наполняться формулами-аятами на арабском языке. Часто прибегают и сегодня к ритуалу «дол диллар» после стрессовых ситуаций, нервных перегрузок. Ингушские лекари имели свой арсенал методов и способов лечения. Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты. Были врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством. Часто складывались универсальные приёмы и методы лечения тех или иных заболеваний. Лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, болезни суставов и нервно-психические заболевания и другие. Накопление лечебного опыта происходило у ингушей на протяжении многих веков. И сегодня эти знания интегрируются с народной медициной других народов и сохраняются в памяти потомков.