- Руководитель Ингушского антимонопольного ведомства Батыр Точиев дал пресс – конференцию для журналистов местных СМИ. Он рассказал о работе коллег по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, поделился планами работы на ближайшую перспективу, отметив, что основными направлениями деятельности службы являются антимонопольное законодательство, государственный заказ и реклама. Точиев подчеркнул, что все эти три направления в конечном итоге сводятся к кодексу административных правонарушений, а итогом рассмотренных дел, как известно, является вынесение административного штрафа.
— Батыр Бесланович, скажите, какие виды антимонопольных отношений относятся к антимонопольному законодательству?
— Это пассажирские перевозки, электроэнергетика, выделение земельных участков, продажа госимущества, создание унитарных предприятий и т.д.
Управлением было возбуждено 15 дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых по 14 делам ответчики были признаны нарушившими требования антимонопольного законодательства, выдано 6 предписаний, из которых 4 исполнено в установленный срок, 2 предписания находятся на стадии исполнения. В 2021 году выдано 9 предупреждений.
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года наблюдается тенденция снижения нарушений антимонопольного законодательства.
В 2021 году Ингушским УФАС России был раскрыт самый крупный сговор на торгах в истории нашей страны.
По итогам рассмотрения дела, Комиссией Ингушского УФАС России принято решение о наличии в действиях трех хозяйствующих субъектов, а также двух индивидуальных предпринимателей, картельного сговора при участии в 7000 закупках на общую сумму около 9 млрд. рублей.
В результате неправомерных действий участников картеля, охвативших всю страну, тысячи государственных контрактов были заключены по максимальным ценам при наличии возможности для их снижения.
Несколько фактов по делу:
— Расследование длилось почти 2 года;
— Было проанализировано более 160 тысяч файлов;
— Сговор охватил около 7 тысяч закупок по всей стране;
— Сумма сговора составила около 9 миллиардов рублей;
— Анализ рынка составлен на 3256 листах;
— Решение о нарушении написано на 1039 листах;
— Дело состоит из 20 томов.
— Какие основные нарушения допускаются в данной сфере?
Основные нарушения, допускаемые организаторами торгов- это размещение информации об участии в торгах в некорректной форме или в форме, препятствующей нормальному восприятию лицами, предполагающими принять участие в торгах, не размещение итогового протокола торгов, не установление параметров реализуемого имущества.
-А если говорить о наказании?
По части антимонопольного законодательства было вынесено 66 постановлений о наложении административного штрафа на сумму около 21 млн. рублей.
Далее, самая интересная часть нашей деятельности – Закон «О рекламе».
В 2021 году Ингушским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 11 дел по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе», по результатам рассмотрения было выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений.
-Какие основные нарушения отметим здесь?
В основном, Закон о рекламе на территории Республики Ингушетия нарушают в части несоблюдения требований к рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимостью ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Так же отметим, что жители региона не любят жаловаться на назойливую рекламу, для них проще промолчать. А зря.
-Если не любят жаловаться, значит штрафов немного по рекламному законодательству?
«Не любят жаловаться»- не значит, что у нас работы нет. Нарушения мы выявляем в ходе проверок: плановых и внеплановых.
По результатам рассмотрения дел наложен штраф в размере 100000 рублей.
— Поговорим о самой объемной части вашей деятельности- Федеральном Законе № 44-ФЗ «О контрактной системе». Какие показатели отметили?
По части 44 –Федерального закона «О контрактной системе» поступает больше всего жалоб. Обделенные поставщики и другие участники торгов умело защищают свои права, чему мы не можем нарадоваться.
В ходе осуществления государственного контроля в сфере государственного заказа, Ингушским УФАС России рассмотрено 227 жалоб на действия заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам рассмотрения, в 140 жалобах выявлено более 300 нарушений.
За указанный период в Ингушское УФАС России поступило 6 обращений заказчиков о включении сведений о хозяйствующих субъектах в Реестр недобросовестных поставщиков.
— Кто же попадает в Реестр- РНП?
Это недобросовестные поставщики, которые выиграв аукцион, отказываются поставлять оговоренные услуги или товар, тем самым срывая сроки поставок.
Наказанием таким горе— поставщикам служит включение в РНП, то есть в реестр недобросовестных поставщиков, который лишает их возможности заниматься деятельностью на 2 года. Это большой урон репутации и конечно же, в материальной части.
В отношении должностных лиц заказчиков и членов конкурсных, аукционных, котировочных комиссий было возбуждено 369 дел об административном правонарушении.
Общая сумма наложенного штрафа по 44 – ФЗ составила 3819000 рублей.
Какой итог можем подвести, говоря о мерах административного наказания по всем направлениям деятельности?
Подводя итог всех направлений, отметим, что в 2021 году общая сумма взысканного штрафа по всем законодательствам составило 4320000 рублей.
-В конце 2021 года Главой Республики Ингушетия была подписана «дорожная карта». Что из себя представляет документ? Какие итоги следует ожидать от реализации?
Да, 2021 год стал знаковым и тем, что Ингушским УФАС России совместно с Министерством экономического развития проведена работа по разработке и согласованию дорожной карты развития конкуренции на территории республики Ингушетия.
Что такое дорожная карта?
«Дорожная карта» определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Республики Ингушетия на плановый четырехлетний период и включает показатели развития конкуренции на 36 ключевых региональных товарных рынках.
Мероприятия направлены на устранение избыточного государственного регулирования, снижение административных барьеров в предпринимательстве, оптимизацию процедур государственных закупок.
Исполнение «дорожной карты» будет способствовать развитию конкурентной среды на товарных рынках и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Ингушетия.
— Чтобы достичь результатов в приоритетных направлениях необходима системная работа, как я понимаю. Насколько она налажена на примере 2021 года?
Да. Организовывая свои мероприятия, мы преследовали цели информирования и оказания методической помощи органам публичной власти Республики Ингушетия, а также координации действий органов власти и оказания методической помощи представителям бизнес-сообщества. Так, в 2021 году Ингушским УФАС России проведено:
— 4 публичных обсуждения (2 очных и 2 заочного формата);
— 4 совещания практического характера с органами власти;
— проведены заседания рабочих групп по регулированию цен на ГСМ, по реорганизации ГУП и МУП;
— семинар- совещание территориальных органов власти ФАС России в ЮФО и СКФО с участием Главы Республики Ингушетия и заместителя руководителя ФАС России;
— совещание в Правительстве РИ по теме: «Национальный план развития конкуренции»;
— совещание по теме: «Применение 44-ФЗ», организатор Администрация Главы РИ.
Правительством Республики Ингушетия и Ингушским УФАС России утвержден план мероприятий по реализации Соглашения о взаимодействии между ФАС России и Республикой Ингушетия на 2021-2022 годы.
— Оказываете методическую помощь органам власти. Значит есть дефицит знаний, опыта?
Действительно, кадровый голод сферы государственного заказа чувствуется. Мы неоднократно об этом говорили: нужно поднимать уровень профессионализма уполномоченных лиц. Специально для этих целей мы заключили с Ингушским государственным университетом соглашение, согласно которому студенты профильных направлений могут пройти у нас практику и стажировку. Мы готовы и рады делиться опытом, было бы кому передавать. Молодые кадры показывают себя с лучшей стороны. так, некоторые из них по рекомендательному письму уже трудоустроились.
В 2021 году в целях повышения уровня знаний студентов ВУЗа и СУЗов республики Ингушским УФАС России проведено 10 лекций со студентами юридического и экономических факультетов.
Около 30 студентов прошли практику и стажировку в стенах Управления в 2021 году. На сегодняшний день продолжается стажировка в Управлении трех студентов.