Добрый гаишник

0
348

Для нашего слуха вполне привычны фразы «добрый молодец», «добрый волшебник», «добрый Дед Мороз». В общем, получается, что «добрые» у нас — сплошь одни сказочные персонажи. А доводилось ли вам слышать словосочетание «добрый… гаишник»? Рассмешил? Дескать, очередной анекдот про автоинспекторов с «волшебным жезлом».

Ну, не скажите. Стереотипами мыслите, господа. Ведь в основе стереотипов, как известно, лежит не только сознательная стандартизация того, что нам постоянно или периодически бросается в глаза, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, но и эмоциональность. А эмоции, понятное дело, – вещь ветреная: сегодня так проймет, завтра – этак. Зайдите в любую из социальных сетей – там этих эмоций никто не сдерживает: хоть глаза и уши закрывай. Там же (в Фейсбуке, например) вы найдете и крах, засевшего в подсознании наших граждан стереотипа о… «жадности и беспринципности ненасытных гаишников, обирающих водителей на дорогах»…

Инспектора ДПС отдельного батальона ГИБДД Ингушетии майора Ваху Мержоева невозможно не заметить, даже если вы не водитель. Рост – под два метра. Густые усы, добрая улыбка, выскальзывающая из-под них, ровный, внушающий доверие баритон – это тоже его отличительные черты. Именно ему посвящены благодарственные посты в упомянутом ресурсе от автомобилистов Ингушетии. На свою внезапную популярность в виртуальном пространстве Ваха реагирует фирменной улыбкой, в которой нет никакой примеси снисходительности. Лишь небольшой оттенок грусти сквозит в ней.

— Откровенно говоря, я эти социальные сети не посещаю: я лучше, очередную книжку почитаю – признается он. — Если люди благодарят – спасибо им. Значит, относятся с пониманием к нашей службе. Вообще, непонимание между людьми – одна из главных причин постоянной напряженности в обществе, которая точит нас изнутри. Понять человека, признать свою неправоту, ошибку труднее, чем усмирить гордыню, пойти навстречу. А гордыня, только углубляет и расширяет пропасть отчуждения между людьми. Выход я вижу во внутренней установке на добро, стремлении не давить на «болевые точки» людей. Зла и так слишком много сегодня. Наши люди по природе своей очень добрые, интуитивно чувствующие ложь, несправедливость, надменность, которые и являются этими «точками». Если я останавливаю на дороге нарушителя, то в первый раз делаю ему внушение, взываю к его совести, напоминаю, что от его действий порой зависят чужие жизни. И объяснять пытаюсь по-человечески, не демонстрируя и не выпячивая свое превосходство от наделения законными полномочиями. Есть масса действенных психологических методов, которые я использую в общении с нарушителями правил дорожного движения.

Помню, как-то остановил одного молодого человека на дорогостоящем джипе, который уже попадался мне на глаза пару раз. Тот, чуть приоткрыв дверь, в полуразвалочку выглянул и начал мне что-то объяснять. Представившись, я попросил документы и в ответ слышу: «Ты что, непонятливый?» Документов не было, и я решил отправить машину на штрафстоянку, но так как водитель спрятал ключи, я вызвал эвакуатор. По дороге на штрафстоянку молодой человек, оказывается, удивленно выуживал у водителя эвакуатора: «А что это он сегодня, такой хмурый? Всегда доброжелательный был.» «А ты как себя вел с ним?» — прозвучало вместо ответа, и повисла тишина. Об этом диалоге я через некоторое время узнал. В общем, парень все понял, осознал и, позже сам подходил ко мне с извинениями. Мораль: нельзя потакать злостным нарушителям. Прощать можно один раз. Если человек не понимает – в силу должен вступать закон государства.

Безнаказанность порождает вседозволенность. А когда люди видят, что кому-то нарушения сходят с рук, то они считают, что так везде. Мне часто нарушители так и говорят: почему, дескать, меня останавливаешь, а вон того пропускаешь? Я отвечаю, что «того» я в следующий раз остановлю.

Другой метод. Торможу как-то нарушителя за излишнюю тонировку. Подхожу к машине, водитель открывает дверь и готовится выйти. И тут я стал махать жезлом, как будто от какого-то черта отбиваюсь, мол, двигайся дальше, видеть тебя не хочу (смеется). Тот все-таки вышел и в недоумении спрашивает, почему его отпускаю, мол, разве мы знакомы и, вообще, если что — у него с документами все в порядке. Да нет, не знакомы, говорю ему. Просто думал, что в машине какое-то чудовище сидит, за которое никто замуж не выйдет, хотел увидеть своими глазами. А ты, дескать, симпатичный парень, поезжай, все нормально. Не знаю, о чем он потом размышлял, но с тех пор тонировки на этой машине я не видел. Мало того, через две недели после этого случая он подъехал к нам на пост и принес шикарное угощение на обед, смущенно сообщив, что у него сегодня свадьба. К слову, многие после такого психологического трюка убрали тонировку со стекол своих машин.

Старики часто нарушают правила. Одного на федеральной трассе остановил за пересечение сплошной линии разметки. Говорю ему: «Отец, представь себе, что ты, разрушив забор, в чужой дом въехал и раздавил тех, кто в нем живет. Это – то же самое». Другого, которому под восемьдесят, останавливаю, а он, оказывается навеселе, от него буквально разит перегаром. Веселый такой рубаха-парень, вернее – рубаха-дед, душа нараспашку. Ему бы о вечном думать, а он все туда же. Правил многие не знают. Даже элементарных. Один пожилой водитель на стареньком жигуленке выезжает из Назрани на т.н «экажевский круг», перегораживая движение десяткам фур. Останавливаю его, а он, выясняется, думает, что это он «главный» на круговом движении, ему должны уступать, не понимает, что это правило на федеральной трассе не действует. Отпустил его с миром, а он, чтобы не искушать судьбу, обратно в Назрань поехал: говорит, лучше по внутренней трассе поеду, вдруг на «федералке» еще какие-то новшества появились. С такими курьезными и, даже дикими случаями, когда, например, детей сажают на колени и управляют машиной, сталкиваемся по десятку раз в день. Плохо, очень плохо, что водители не могут взять в толк, что правила дорожного движения, равно как и воинские уставы, написаны, что называется, кровью…

Ваха Саварбекович знает, о чем говорит, свидетельством этого является его богатый послужной список. Срочную службу он проходил в Чехословакии, в вертолетном полку. В советское время не все могли заслужить такое доверие. Он первый среди ингушей, кто окончил Воронежскую школу милиции, служил в различных подразделениях в Ленинграде, Нижегородской области, работал во вневедомственной охране, ФАПСИ. В 1997 году руководство республики призвало его на малую родину, где наблюдался дефицит в профессиональных кадрах. Десять лет он отдал службе в республиканском СОБРе, а несколько лет назад в коридорах МВД его встретил тогдашний начальник УГИБДД Алаудин Накастхоев и предложил выйти на работу в Госавтоинспекцию.

Мы пообщались с ним во время его короткого обеда. Почему-то больше всего запомнилось… Нет, не детали беседы, в которых от смешного до трагического нередко – всего шаг. В голове засела эта грусть в его улыбке, о которой я писал выше. Подумалось: жизнь – штука сложная, вносящая постоянно свои коррективы в нашу судьбу. Главное – не ожесточаться под ее ударами. А для этого необходимо учиться правильно ее выстраивать. Инспектор ДПС Ваха Мержоев умеет «правильно жить», знает, как сделать свою жизнь интересной и насыщенной. Правильно – это по справедливости и по закону. Хотя, признаемся честно: не всегда эти понятия идут рука об руку.

Борис Гиреев