Из более 1,5 млрд мусульман мира, по разным оценкам, в России проживают порядка 25 миллионов. Ожидается, что к 2030 году мусульманское население вырастет на 26,4% до 2,2 млрд человек. Мусульмане — активные потребители. Отсюда и растущие объемы исламской экономики, которая включает в себя такой важный пункт, отличающий ее от других — халяль. Для мусульман этот термин — подтверждение соответствия исламским традициям. С арабского переводится как «разрешенный» и обозначает товары и услуги, соответствующие канонам религии. Самый простой пример с едой — халяльные продукты должны быть «чистыми» и, с точки зрения мусульман, не содержать свинину и кровь, важен также способ забоя и т. д.
По некоторым данным, рынок халяльных услуг и продукции (входят как продовольственные продукты, такие как мясо, сыр, пищевые дообавки, так и непродовольственные товары — косметика, лекарства) обеспечивает ежегодный прирост в 25-30%. Не мудрено, что некоторые оборотистые дельцы пытаются использовать марку «Халяль» в своих корыстных целях.
На пресс – конференции, состоявшейся в Ингушском УФАС России руководитель ведомства Батыр Точиев рассказал о случае, когда одна пивная компания решила использовать марку «Халяль», мягко говоря, не по назначению. Обсудить злободневную тему в целом Точиев пригласил представителей миннаца, минздрава и Роспотребнадзора региона, а также известных богословов.
— Ингушское УФАС рассмотрело дело в отношении Московской Пивоваренной компании, которая маркировала свои энергетические напитки знаком качества «Халяль» — проинформировал присутствующих Точиев. – Мы приняли решение признать наличие нарушения антимонопольного законодательства в этих действиях компании. Заключаются они в том, что, во-первых, энергетический напиток «GORILLA», который производит эта компания содержит информацию, вводящую потребителей в заблуждение относительно свойств товара: энергетик, по определению не может считаться халяльным. Во-вторых, использование данной маркировки дает владельцу энергетиков «GORILLA» преимущество перед конкурентами. Согласно ГОСТу, халяльная пища не должна содержать вредных компонентов. Само слово «халяль» дословно переводится как «дозволенное», «разрешенное». Между тем, опрос «Роскачества» показал, что каждый третий россиянин выражает доверие продукции с этим обозначением, что делает использование такой маркировки весьма привлекательной для производителей, предоставляя им преимущество перед конкурентами.
— Исламские каноны накладывают ряд ограничений на употребление некоторых продуктов питания, которые должны быть соответствующего качества — продолжил тему богослов Магомед Харсиев. — Чтобы предупредить мошенничество со стороны продавцов, исключить сомнения покупателя в качестве мяса, овощей, полуфабрикатов и других продовольственных изделий, введена система сертификации «Халяль». Разработан международный стандарт, который определяет требования к изделиям по разным направлениям: Центр стандартизации и сертификации «Халяль» выдает разрешительные документы только на изделия, которые разрешаются для употребления мусульманами, при этом являются безопасными и полезными для здоровья.
Собравшиеся отметили, что в Ингушетии законодательно закреплен ряд ограничительных мер по продаже энергетиков, который касается возраста покупателей, мест продажи товара. Тем не менее, продавцы часто закрывают на это глаза, а у контролирующих органов, порой, не доходят руки до выявления нарушений, особенно после запрета проверок в отношении малого бизнеса. Подчеркивалось, что властям всех уровней, в тесном взаимодействии с религиозными организациями необходимо окончательно урегулировать вопрос предоставления предпринимателям прав на обладание знаком качества «Халяль».
— Хотя, некоторые производители энергетиков и утверждают, что их продукция полезна для здоровья, Минздрав России не спешит соглашаться с ними, акцентируя внимание на потенциальных рисках от употребления этих напитков — подвел итоги разговора Точиев.