Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
Поэтому основная профилактическая задача – выявить такую молодёжь и предупредить совершение преступлений экстремистского и террористического характера с их стороны.
Поднимая проблемы реализации государственной молодежной политики в сфере межконфессиональных отношений, нельзя не остановиться и на вопросах межэтнических отношений.
Учитывая пестрый национальный состав, приближенность к имевшим место очагам межнациональных конфликтов, а также особенности геополитического положения, существует необходимость в более тщательном изучении ситуации среди молодежи, представляющей различные национальные группы. Необходимо укрепление в молодежной среде толерантности, противодействие угрозе распространения среди молодежи экстремистских идей и учений, связанных как с религиозным фактором, так и с этническим.
Одним из важных направлений воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде является решение задачи совершенствования правовой грамотности как гарантии социальной активности, воспитания у детей и молодежи личной гражданской ответственности за умение жить в согласии в многонациональной стране.
С целью обеспечения безопасности, гражданско-патриотического и духовно-нравственного становления и самоопределения обучающихся, предотвращения незаконного распространения наркотических средств, сокращения наркомании и токсикомании, а также в целях профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве во всех образовательных учреждениях должны быть приняты профилактические программы.
Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то, что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован.
Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее, ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий. Закон «О противодействии экстремистской деятельности» трактует данное понятие следующим образом:
— насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
— публичное оправдание террористических актов; пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости; распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
— нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
— препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
— воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
— пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
— массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов;
— публичные призывы к участию в экстремистской деятельности; публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности; — финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.
Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи.
Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить: влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями; влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов; влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.); стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе; собственные представления и моральные установки; личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость); психическое напряжение.
На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:
— тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
— повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
— включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
— внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
— непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
— анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
— обеспечение доступности культурных благ для молодежи; реализация потребности в самореализации и самовыражении; организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).
Разработано множество методических рекомендаций, в которых описаны рекомендованные мероприятия по профилактике экстремизма. В школе и других учебных заведениях рекомендованы следующие действия:
— установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
— организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов. Проводить классный час «Профилактика экстремизма и терроризма» в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение.
Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям. Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан. Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.
Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния: унижение человеческой чести и достоинства; возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе; организация сообществ экстремистского характера; организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ. Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее, в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему.
Сегодня в век господства интернета в глобальной сети находится огромное количество информации, которая пагубно влияет на подрастающее поколение, молодежь должна быть более избирательной в выборе сайтов и внимательно относиться к их направлению.
Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.
Постановлением Главы г. Назрань № 1180 от 05.11.2016 года принята Целевая программа«Профилактика терроризма и экстремизма в муниципальном образовании «Городской округ город Назрань» на 2017-2019 годы».
В мае 2019 года прокуратурой города в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму проведена проверка на предмет соответствия действующему законодательству Правил использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях города.
Изучением данного локального акта установлено, что он не соответствует действующему законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.
В образовательный процесс внедрены новые информационные и коммуникационные технологии, одним из элементов которых является обеспечение всех образовательных учреждений беспрепятственным доступом к ресурсам всемирной информационной сети – Интернет.
Вместе с тем, обеспечение указанного доступа к ресурсам сети Интернет направлено исключительно на реализацию образовательных программ, а также задач и государственной политики в области образования.
В составе установленного в образовательных учреждениях стандартного (базового) пакета программного обеспечения имеется и программное обеспечение для исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания, в том числе пропагандирующими насилие, терроризм, экстремизм и т.д.
В соответствии со статьями 9, 12-14 и 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1998 №3266-1 «Об образовании» общеобразовательные учреждения обязаны обеспечить реализацию основных общеобразовательных программ, направленных на духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
В нарушение указанных требований закона, в Правилах использования сети Интернет в 15 школах указано, что общеобразовательное учреждение не несет ответственности за случайный доступ обучающихся к ресурсам (информации, сайтам), не имеющим отношение к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации.
Кроме того, в условиях роста тенденции распространения через сеть Интернет деструктивной, негативной и провоцирующей информации, в том числе экстремистского и террористического характера, оказывающей негативное влияние на духовно-нравственное развитие и психологическое здоровье обучающихся, которые является несовершеннолетними, является недопустимым самоустранение образовательного учреждения от выполнения мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, а также противоречит требованиям пункта 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1998 №3266-1 «Об образовании», статей 3 и 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» и статей 4 и 5 Федерального закона
«О противодействии экстремистской деятельности».
Доступ обучающихся к Интернет-ресурсам, содержащим несовместимую с задачами их воспитания информацию, в том числе пропагандирующую насилие, терроризм, экстремизм является недопустимым и может повлечь наступление негативных последствий.
По результатам проверки в адрес 15 директоров школ внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму. Все представления рассмотрены с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
В первом полугодии 2019 года с целью выявления несовершеннолетних приверженцев экстремистским идеям с учащимися образовательных и профессионально-технических учреждений, расположенных на территории обслуживания, а именно в ГКОУ СОШ №1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,14,16,17, гимназия №1 г. Назрань, школа — интернат г. Назрань, лицей №1 г. Назрань, политехнический колледж, Назрановский аграрный техникум, личным составом ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Назрань во взаимодействии с преподавательским составом общеобразовательных учреждений с привлечением представителей духовенства и журналистов газеты «Голос Назрани», проведены профилактические беседы и лекции на темы: «Терроризм и экстремизм в молодежной среде», «Религиозный политический экстремизм», «Сущность ваххабизма», «Суицидальный терроризм, т.е. самоубийство».
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 519-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, —
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;
3) неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
(п. 3 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)
Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Помощник прокурора г.Назрани Б.Б.Боков