Юрий Чайка: Раньше считалось, что если на Кавказе чиновник занял теплое место, то его никто не подвинет. Сейчас это уже не так.
Юрий Яковлевич, если говорить откровенно, наверное, сложно было перестроиться год назад на новую должность после 14 лет на посту Генпрокурора?
Юрий Чайка: Если честно, вначале было сложно климатически. Все-таки тут горы и воздух не такой как в Москве. Что касается самой работы, то и опыт, и авторитет мой, конечно, пригодился. Здесь, на Кавказе я нечужой — и меня знают все руководители регионов, и я всех. Приступая к работе на новом направлении, я четко понимал, что для решения ключевых задач, которые передо мной поставил президент России Владимир Владимирович Путин, требуется системный, взвешенный подход и в то же время быстрые и согласованные действия всех уровней власти.
Было понятно, с чем столкнетесь?
Юрий Чайка: Было понятно, что работы на Кавказе непочатый край. Поэтому сразу были определены наиболее сложные участки, по которым незамедлительно началась работа, и в первую очередь с правительством России. В ходе рабочих встреч, в том числе с председателем правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным, были обсуждены более 15 проблемных для Северного Кавказа вопросов, касающихся социально-экономического развития округа, скоординированы направления основных усилий, определен порядок взаимодействия с вице-премьерами и профильными министерствами, даны соответствующие поручения. В дальнейшем совместная работа была выстроена по отраслевому признаку в рамках решения конкретных задач, стоящих перед округом.
Например, с министром транспорта России мы обсуждали вопросы развития транспортной инфраструктуры округа, в том числе строительство автомобильной дороги, соединяющей Кавказские Минеральные Воды и Адлер. По указанному вопросу на имя президента было направлено соответствующее обращение. Сейчас проводится работа, направленная на поиск вариантов строительства трассы.
В ходе встреч с руководством «Газпрома» и ПАО «Россети» были достигнуты договоренности о том, что они продолжат работу по снижению объемов накопившейся задолженности и ее реструктуризации в условиях своевременного погашения текущих долгов потребителями. При этом были подтверждены обязательства по продолжению инвестиционных проектов, направленных на развитие сетевого хозяйства в рамках соглашений с регионами.
Последовательная реализация этих планов позволит существенно ускорить решение накопившихся в СКФО проблем и обеспечит создание новых возможностей для его развития.
А недовольные вашим приходом были?
Юрий Чайка: Ну, как без этого? Те, кто не был знаком с моими жизненными принципами, надеялись, что со мной можно «порешать» какие-то вопросы. И они, конечно, были очень расстроены, когда узнали, что я ничего ни у кого не прошу и договориться со мной в ущерб государственным интересам не получится. А с любыми коррупционерами и казнокрадами у меня разговор был короткий — суд и тюрьма.
Угрожать не пытались?
Юрий Чайка: Мне угрожать бесполезно. В Чечне, еще в бытность министром юстиции, на меня трижды покушались. Ну и ничего не добились.
Перед вашим назначением на должность в целом была закончена работа по декриминализации Дагестана, которая и начиналась с вашим участием. Сейчас подобные мероприятия на Кавказе где-нибудь проводятся?
Юрий Чайка: В Ингушетии. Совместными действиями силовых структур пресечена деятельность этнической преступной группы, члены которой причастны к совершению общеуголовных преступлений, в том числе коррупционной направленности, как на территории республики, так и в других субъектах страны. В Москве ими были застрелены начальник Центра противодействия экстремизму МВД Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев и его брат. Кроме того, в Ингушетии раскрыто 73 преступления, половина из которых относится к категории тяжких и особо тяжких, 20 — террористического характера, 142 преступления экономической направленности, в числе которых 37 — по линии борьбы с коррупцией. К уголовной ответственности привлечен 91 человек. Материальный ущерб по оконченным и приостановленным уголовным делам составил более 130 миллионов рублей.
Кроме того, в настоящее время проводится большой комплекс действий по декриминализации в Карачаево-Черкесской Республике. Я думаю, в ближайшее время об итогах этой работы доложат правоохранительные органы.
То есть уже нельзя сказать, что кадры на Кавказе по-прежнему все решают?
Юрий Чайка: Это действительно серьезная проблема. Поэтому важный аспект совершенствования кадровой политики на Северном Кавказе — противодействие не только коррупции, но и клановости при назначении на должности.
Кандидаты на должности руководителей территориальных органов и их заместителей проверяются самым тщательным образом не только правоохранительными органами, но и аппаратом полпредства. Всесторонне изучаются их личные и деловые качества, другие аспекты, чтобы в итоге получить общую оценку всего спектра информации, характеризующей кандидата.
Аналогичный подход применяется при рассмотрении претендентов на должности федеральных судей. В результате в 2020 году отказано в согласовании 31 кандидатуры на должности руководителей территориальных органов и федеральных судей.
В чем причины?
Юрий Чайка: Наличие конфликта интересов, несоблюдение антикоррупционных запретов и ограничений и требований, несоответствие квалификационным требованиям, словом, основания, из-за которых кандидат может подорвать доверие общества к государству и умалить авторитет государственной власти.
Не секрет, что на Кавказе много не только долгожителей по возрасту, но и по занятию определенных должностей.
Юрий Чайка: Подобные факты выявлялись и нами. Некоторые руководители замещают должности в территориальных органах госвласти по десять-двадцать лет. При этом вакансии по указанным должностям сохраняются по два-три года.
Так, были случаи необоснованно продолжительного сохранения вакансий по должностям руководителей территориальных органов более двух лет, а также многочисленные факты длительного замещения указанных должностей — от 10 до 20 лет, в частности, в ФАС по Ставропольскому краю и Кабардино-Балкарской Республике; Роспотребнадзоре по Ставропольскому краю, Республике Дагестан и Республике Ингушетия; Роскомнадзоре по Кабардино-Балкарской Республике; Росимуществе в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Ингушетия и Чеченской Республике; Росздравнадзоре по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике, а также Государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике и Республике Дагестан.
Раньше считалось, что если чиновник занял теплое место, то его уже никто не подвинет, но сейчас это уже не так. В данной сфере постепенно наводится порядок.
Отмечу, что после нашего вмешательства меры принимаются не только на местах — о ситуации, сложившейся в сфере работы с кадровыми ресурсами в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, проинформирован председатель правительства России Михаил Мишустин.
По результатам рассмотрения нашей информации аппаратом правительства приняты организационно-управленческие меры, направленные на своевременную ротацию руководителей территориальных органов, длительное время замещающих должности, а также оптимальную расстановку руководящего состава этих органов и повышение качества подбора и изучения кандидатов на соответствующие должности.
Как обстоят дела с коррупцией в СКФО?
Юрий Чайка: Уровень коррупции местами зашкаливает. Несмотря на принимаемые меры, ситуация по-прежнему требует пристального внимания. В частности, по предварительной информации, сотрудниками окружных прокуратур выявлено около 20 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, внесено более 11 тысяч актов прокурорского реагирования, за совершенные коррупционные правонарушения к дисциплинарной и административной ответственности привлечено порядка шести тысяч должностных и юридических лиц, возбуждено свыше 150 уголовных дел коррупционной направленности.
На Кавказе земельные споры далеко не всегда решаются в судах, а это приводит к серьезным столкновениям, в том числе с использованием оружия, как это было, например, недавно в Дагестане, а до этого в Ингушетии и Чечне…
Юрий Чайка: Традиционно на Северном Кавказе земля является предметом особого отношения со стороны жителей этого древнего и многонационального региона. Поэтому любые вопросы, касающиеся установления или изменения границ между субъектами Федерации, должны решаться с особой деликатностью.
История знает множество примеров, когда неосторожные, скоропалительные действия приводили к неприятным последствиям. К счастью, на Кавказе существуют традиции разрешения спорных вопросов и проведения переговоров между народами и даже отдельными семьями. Такие традиции имеют глубокие корни в истории и отражают мудрость многих поколений жителей Кавказа.
Сегодня действия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере земельных отношений должны в обязательном порядке учитывать эти особенности. Необходимо с уважением относиться к интересам всех сторон. Нужно понимать, что там, где существуют болевые точки, не следует торопиться. Как гласит старая народная мудрость: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А в некоторых случаях вообще, возможно, не стоит резать по живому.
Если мы заговорили о традициях, то во все времена особую роль на Кавказе играло казачество. Известно также и о вашем особом отношении к казакам, из которых вы родом. Насколько казаки сегодня заметны на Кавказе?
Юрий Чайка: Дед у меня из Кубанского казачьего войска, а служил в конвое наместника Его Императорского Величества вместе с терскими казаками. И получается, что я в некоторой степени повторяю его судьбу. Терское войсковое казачье общество всегда было элитарным и считалось вторым по старшинству в системе казачьих войск Российской империи. Численность терцев достигала почти 400 тысяч человек. Сейчас войско, к сожалению, утратило свой прежний статус опорного для страны. Общая численность терских казаков составляет более 15 тысяч человек, обязательства по несению государственной и иной службы взяли на себя свыше 10 тысяч из них.
Вместе с тем терцы должны и способны вернуть себе прежнюю славу. Для этого мы получили мощную платформу — президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 9 августа прошлого года утверждена новая редакция Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы.
Одним из важнейших приоритетов этого документа является максимальная интеграция казачества в систему государственного управления. Поэтому в развитие возможностей для решения задач, включенных в Стратегию, было принято решение назначить помощником полномочного представителя избранного атамана Терского войскового казачьего общества, ветерана боевых действий, подполковника Виталия Кузнецова.
Что это дает в практическом плане?
Юрий Чайка: Из практических шагов, которые намечены нами на ближайшее время, могу отметить прорабатываемую перспективу усиления сотрудничества с воинскими частями Минобороны России, а также предложения по организации взаимодействия казачьих обществ ТВКО с воинскими частями Росгвардии. Согласно планам, основными задачами для казачьих подразделений Росгвардии будут являться охрана и защита государственных объектов и особо важных грузов, обеспечение общественной безопасности, патрулирование лесов и заповедников и так далее. Могу с уверенностью сказать, что мы получаем на этом направлении максимальную поддержку со стороны руководителей силовых органов и других заинтересованных государственных структур.
Еще один ключевой для нас проект — строительство кадетского казачьего корпуса ТВКО, который станет полноценной учебной базой как для молодежи, так и для тех казаков, которые впоследствии поступят на профессиональной основе на службу в подразделения Росгвардии и Министерства обороны РФ.
Когда речь заходит о Кавказе, еще обычно вспоминают о бюджетных махинациях…
Юрий Чайка: В целом бюджетные средства в субъектах округа в 2020-м расходовались эффективно, в соответствии с их целевым назначением. В части национальных проектов общий объем финансирования в минувшем году составил около 109 миллиардов рублей. Из них более 90 миллиардов — средства федерального бюджета. При этом кассовое исполнение составило в среднем более 88 процентов, что на 7 процентов больше, чем годом ранее.
Принимая во внимание трудности, с которыми все столкнулись в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, — это хороший результат.
Как решается проблема с безработицей в СКФО?
Юрий Чайка: Пожалуй, это одна из острейших проблем для региона, преодолеть которую, к сожалению, пока не удается. Ее причины — малый приток инвестиций в регионы округа, небольшое число промышленных производств, особенно современных и конкурентоспособных, низкая квалификация работников на местах. Кроме того, требуется улучшение необходимых условий для развития малого и среднего бизнеса.
При пандемии коронавируса ситуация на рынке труда стала более чем напряженной, численность безработных в округе увеличилась почти в 5 раз.
Коэффициент напряженности на рынке труда в округе на конец предыдущего года составлял 17 человек на 1 вакансию, а в таких субъектах округа, как Республика Ингушетия и Чеченская Республика, на одну вакансию претендовало более 100 человек.
Для стабилизации ситуации на рынке труда при правительстве РФ создана межведомственная рабочая группа, в работе которой принимают участие все регионы Северо-Кавказского федерального округа. В настоящее время в субъектах округа реализуются региональные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда, сформированы комплексы мер по восстановлению численности занятого населения и предотвращения роста безработицы в 2021 году. Должен отметить, что небольшая положительная динамика уже наметилась в округе, но для восстановления и стабилизации ситуации в этой сфере регионам округа предстоит еще проделать большой объем работы.
Одна из серьезных проблем на Кавказе — это невостребованность молодых людей, которым часто очень сложно найти работу. Зато их находят вербовщики террористических и экстремистских организаций. В чем причина и насколько реально переломить эту ситуацию?
Юрий Чайка: Причина во все той же клановости и коррупции, когда на работу берут не молодых специалистов, а своих детей, родственников и знакомых. Мы эту ситуацию активно меняем. И работа эта достаточно результативна, что видно как по активности молодых людей, принимающих участие в совершенно различных общеокружных проектах, так и по их отзывам. Но это не отменяет необходимости развивать уже существующие и поддерживать новые молодежные инициативы, вовлекать в них в том числе сельскую молодежь.
Что это за проекты?
Можно сказать, что террористическая угроза на Кавказе миновала?
Юрий Чайка: Оперативная обстановка на территории СКФО в 2020 году оставалась напряженной и развивалась на фоне сохраняющихся террористических угроз, скрытой деятельности идеологов международных террористических и экстремистских организаций, сложной эпидемиологической обстановки, а также сохраняющегося протестного потенциала населения в ряде субъектов округа. В этих условиях деятельность подразделений силовых структур округа была направлена на предотвращение террористических угроз, обеспечение правопорядка и общественной безопасности в субъектах округа при подготовке и проведении общественно-политических и культурно-массовых мероприятий.
Правоохранительные органы продолжали наступательные действия по выявлению участников бандгрупп, причастных к тяжким и особо тяжким преступлениям, вскрытию их пособнической базы и каналов ресурсной подпитки. В результате проведения более 1500 спецопераций и оперативно-боевых мероприятий нейтрализованы 45 боевиков, в том числе их лидеры, еще 113 участников бандгрупп задержаны. Из незаконного оборота изъято более 900 единиц оружия, а также 120 тысяч боеприпасов.
Кстати, по округу в целом более чем на семь процентов уменьшилось количество преступлений, совершенных с использованием оружия и взрывчатки. Особенно отрадно отметить, что это происходит в КБР и Дагестане, где раньше стреляли чуть ли не ежедневно.
При этом, правда, в регионе зарегистрирован рост на 4 процента выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Существенное влияние на развитие оперативной обстановки в субъектах СКФО оказывают криминогенные процессы в сфере экономики. Только органами внутренних дел выявлено более 6,5 тысячи преступлений экономической и коррупционной направленности. Материальный ущерб от этих преступлений по округу (по оконченным уголовным делам) составил более 17 миллиардов рублей, а его возмещение обеспечено на сумму почти шесть миллиардов рублей.