Не секрет, что торговля, наравне со сферой услуг составляет основу экономики нашей республики. Почему все так сложилось – долгая история, в которую лучше не лезть со своими дилетантскими умозаключениями: слишком тонкая материя. Вместе с тем, даже далекому от экономической науки обывателю сегодня ясно, что наша сфера торговли пущена на самотек, а упования на краеугольный принцип рыночной экономики – принцип саморегуляции, который, дескать, все сам «вырулит» и направит общество на путь всеобщего благоденствия, мягко говоря, малоубедительны: т.н. торговые центры (в массе своей – без парковочных площадей и подъездных дорог) и рынки базарного типа, где напрочь отсутствуют даже элементарные урны для мусора у нас до сих пор растут как грибы после дождя.
Уже вторую неделю, после проверки устроенной республиканским Роспотребнадзором закрытым стоит один из крупнейших рынков Назрани — «Новый рынок». Несмотря на то, что в отличие от большинства других рынков, здесь, вроде бы имеются все условия (прежде всего по территории, которой с избытком) для качественного выстраивания работы, проверяющие все же обнаружили на территории рынка массу нарушений. В Управлении Роспотребнадзора по РИ «Голосу Назрани» предоставили справку со списком выявленных недостатков.
Так, согласно справке, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий на территории рынка выявлены следующие нарушения:
1. Неудовлетворительное санитарное состояние территории рынка: скопление мусора, грязи, не содержится в чистоте. Площадь территории рынка более 1000кв.м, не оборудована туалетами для персонала и посетителей и раковинами для мытья рук персонала. На мусорных контейнерах отсутствуют крышки. Программа производственного контроля не составлена и не осуществляется. В проходах и проездах между торговыми рядами требуется проведение ремонтных работ асфальтового покрытия дворовой территории рынка.
На территории рынка в целях торговли используются временные сооружения (палатки, киоски, навесы, контейнеры). В помещениях не соблюдаются требования к инсоляции и воздухообмену. В помещениях торговли не созданы условия для соблюдения личной гигиены работающих, отсутствуют оборудованные в соответствии с санитарными требованиями санитарные узлы. Нет внутреннего холодного и горячего водоснабжения. Большей частью помещения нуждаются в проведении капитального ремонта, в некоторых помещениях отсутствует внутренняя отделка. При этом в помещениях для обогрева установлены металлические печки (буржуйки), оборудованные газовыми горелками а также электрообогреватели.
Вышеперечисленное является нарушением ст.ст. 24, 25, 29 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.06.1999 г; СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них
продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст.13, ст.24 Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации».
2. На рынке не оборудовано доступное для обозрения место, со следующей информацией:
а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;
б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;
г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;
д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;
е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;
ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;
з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов «горячей линии») для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей, что является нарушением ст. 14 п.2.4 Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации»;
3. При входе на рынок отсутствует вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов Российской Федерации, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании, что является нарушением ст. 14 п.3 Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ;
4. На реализуемых товарах не обеспечено наличие единообразных и чётко оформленных ценников с указанием наименования товара, цены за единицу товара, подписи материально-ответственного лица, даты оформления ценника, что является нарушением ст.9 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», п.5 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации»;
5. Выявлены нарушения при организации и осуществлении деятельности по продаже товаров на розничном рынке:
Не представлена схема размещения торговых мест, согласованная с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
По выявленным нарушениям в отношении ООО «Новый рынок» составлен протокол о временном запрете деятельности по предоставлению торговых мест по ст.6.3, материалы переданы в Магасский районный суд для решения вопроса об административном приостановлении деятельности до 90 суток. По ч.1 ст.14.34 КоАП РФ административный материал передан на рассмотрение в мировой судебный участок №8.
Управлением Роспотребнадзора по РИ вынесены постановления о назначении административных штрафов по ст.6.25 КоАП РФ ч.1, ч.3 (несоблюдение требований к знаку о запрете курения), по ст.14.34 КоАП РФ ч.6, ч.8 (нарушение правил организации деятельности по продаже товаров).
В общем, рынок все же закрыли до устранения выявленных нарушений. Возмущены торговцы, утверждающие, что платят все требуемые с них платежи, что здешние рабочие места – единственный источник их дохода и они терпят убытки из за простоя рынка. Кто то продолжает торговать через выставленное ограждение, бегая к своим, набитым товаром контейнерам, взяв деньги у покупателей. Однако, Роспотребнадзор неумолим в своем решении. С предпринимателями уже встречался Глава Назрани Алихан Тумгоев, выразивший готовность помочь им и предоставить другие, расположенные рядом равноценные площадки для торговли. Стало известно, однако, что коммерсанты, как ни странно, отклонили это предложение.
Б.Юсупов