Основной целью продолжающейся в России административной реформы является формирование эффективной системы управления социальными процессами, как в масштабе всей страны, так и на уровне отдельных территорий. Приоритетная роль в этом процессе отводится местному самоуправлению как форме, при которой народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через своих представителей, делегируя им свое право принимать решения. Опыт убедительно свидетельствует, что восстановление доверия между обществом и властью, формирование эффективного механизма обратной связи между ними, являются важнейшими условиями успешного решения задач экономического развития муниципального образования, повышения уровня и качества жизни местного населения.
Одной из наиболее традиционных и известных форм непосредственного взаимодействия государства и граждан является личный прием. Статья 33 Конституции РФ устанавливает право граждан обращаться лично в органы местного самоуправления. Право обращения имеют как сами граждане, так и их представители. В свою очередь, у руководителей в ходе личного приема есть возможность непосредственно узнать о нуждах и проблемах населения, ознакомиться с реальным положением дел, увидеть результаты работы своего аппарата.
Правовые основы для проведения личного приема граждан установлены Федеральным законом от 25 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно ему прием осуществляют руководители и ответственные работники органов местного самоуправления, устанавливая дни и часы приема, информацию которых доводится до сведения граждан как через сообщения в прессе и на сайте соответствующего органа и т.д.
Все это, как говорится, «на бумаге». Однако забываются «овраги». Эксперты –юристы все чаще отмечают, что несмотря на постоянное совершенствование вышеупомянутого 59-го закона, в нем все равно остаются недостатки. Касаются они, прежде всего, того, что граждане, фиксируя свои права, не всегда помнят об обязанностям. Эти недостатки можно долго перечислять. Но один, наиболее явный, хотелось бы обозначить отдельно. Периодически участвуя в качестве представителя СМИ на личных приемах граждан главами администраций населенных пунктов, заметил одну характерную деталь: в обращениях практически нет конструктивного содержания. Цель прихода ( «костяк» обращающихся, зачастую, составляют одни и те же лица) одна – «выбить» материальную помощь. В подавляющем большинстве случаев – это просьба (случаются и настойчивые требования, порой переходящие в угрозы) предоставить крышу над головой или же земельный участок. И это повторяется из раза в раз, из года в год. И никакие увещевания, объяснения с убедительными аргументами о том, что земельный фонд муниципалитета исчерпал свои ресурсы людьми не принимаются. В связи с этим, думается, что вполне логичным было бы при очередном объявлении приема граждан довести до сведения людей, что этот болезненный вопрос впредь не будет обсуждаться в повестке дня. Но, это лишь пожелания частного лица: как все будет – покажет время.
Тем не менее, просьбы предоставить земельные участки под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) звучали и в ходе последнего приема граждан градоначальником Назрани Урусханом Евлоевым. Поднималась в ходе встречи и другая, не менее острая проблема – переселение граждан из аварийного жилья, обсуждался вопрос размещения торговых павильонов в черте города.
Стоит отметить, что прием граждан мэром Назрани проходил в формате «вопрос-ответ» с привлечением глав округов и профильных специалистов.
По словам Евлоева, все вопросы граждан, адресованные городским властям будут решаться в рамках действующего законодательства.